Абрамова Алина Юрьевна[0000-0001-7904-6818]
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
E-mail: abramovaayu@yandex.ru
Аннотация. Статья представляет собой аналитический обзор государственных мер поддержки, принятых в Китае в области возобновляемой энергетики. Всего за 15 лет Китаю удалось создать новый рынок электро-энергии и стать мировым лидером отрасли. Это стало возможным благо-даря комплексным государственным мерам поддержки отрасли возобновляемой энергетики, масштабным инвестициям и выполнению амбициозных целей, стоящих перед правительством Китая.
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, государственные меры поддержки, Китай, feed-in тариф.
На протяжении нескольких лет Китай является мировым лидером возобновляемой энергетики. Курс на развитие отрасли ВЭ был выбран, чтобы разрешить ряд проблем в секторе энергетики страны. Быстрый рост экономики способствовал увеличению потребления электроэнергии при ограниченных энергоресурсах. Годовой прирост первичного потребления энергии составил 4,3% в 2018 году и в среднем 3,9% за последние 10 лет [1]. При этом большую долю в структуре энергопотребления занимает ископаемое топливо, в 2019 году на уголь приходилось 61% общего первичного энергопотребления [1]. Еще одной проблемой является уязвимость энергетической безопасности страны – 20% потребляемой энергии приходится на импортируемые ископаемые источники [2].
Высокая концентрация ископаемых источников энергии в национальном энергобалансе ведет к высокому уровню выбросов вредных веществ. Китай является основным эмитентом CO2 (30% общемирового объема выбросов приходится на КНР), но ставит перед собой цели по их сокращению, к 2030 году уровень выбросов должен уменьшиться на 60-65% по сравнению с уровнем 2005 года [1].
В связи с этим, перед Китаем стоит двойная задача достижения экономического роста при обеспечении защиты окружающей среды.
Принятие Закона о возобновляемых источниках энергии. В2006году в Китае вступил в силу Закон о возобновляемых источниках энергии, это стало отправной точкой развития возобновляемой энергетики в стране. Закон устанавливает общие условия для возобновляемой энергетики и ставить цель сделать эту область приоритетным направлением. Он охватывает все современные виды возобновляемой энергии: энергию ветра, солнца, воды, биомассы, геотермальную и энергию океана. До этого гидроэнергетика являлась основным источником возобновляемой энергии в стране.
Закон о возобновляемых источниках энергии стал основанием для применения четырех механизмов стимулирования развития сектора возобновляемой энергетики в Китае: постановка среднесрочных и долгосрочных планов развития отрасли возобновляемой энергетики, проведение политики обязательного подключения проектов ВЭ к сети, создание Национального фонда развития ВЭ и введение системы Feed-in тарифов [3].
Постановка национальных целей в области ВЭ и контроль их выполнения. Департамент энергетики Государственного совета Китая отвечает за общую реализацию целей в области возобновляемых источников энергии на национальном уровне. Он устанавливает среднесрочные и долгосрочные целевые показатели для общего объема использования возобновляемых источников энергии и на основе этого готовит национальные пятилетние планы для реализации целевых показателей. 11-ый пятилетний план Китая на 2006-2010 год стал первым, в который были включены цели по развитию электроэнергии от ветровых, солнечных и био ресурсов.
Политика обязательного подключения проектов ВЭ к сети и заключение соглашения о закупке электроэнергии, выработанной на базе ВИЭ (Power Purchase Agreement – PPA). Закон о возобновляемых источниках энергии требует от сетевых компаний покупать фиксированный процент возобновляемой энергии (за исключением гидро-ресурсов), выработанной в пределах их зоны покрытия и осуществлять приоритетную генерацию электроэнергии от возобновляемых источников в последовательном распределении электроэнергии. Это положение стало знаковым, поскольку оно послужило основной для рынка генерируемой возобновляемой энергии и помогло стимулировать четкий, долгосрочный рыночный спрос, необходимый для инвестиций в крупномасштабные проекты энергетической инфраструктуры.
Создание Национального фонда развития возобновляемой энергетики за счет ассигнований из бюджета центрального правительства. Средства Фонда предназначены для проведения исследований в области науки и технологий, связанных с разработкой и внедрением проектов ВИЭ, обеспечения сельских и отдаленных районов электроэнергией от ВИЭ, исследования ресурсного потенциала регионов, формирования собственного рынка производства оборудования для создания электростанций и энергокомплексов на базе ВИЭ.
Введение системы Feed-in тарифов. Управление ценообразования Национальной комиссии по развитию и реформам Китая уполномочено устанавливать Feed-in тарифы для различных типов производства возобновляемой энергии (ветра, солнца и биомассы). Ценообразование тарифов зависит от средней стоимости проекта и внутренней нормы прибыли для каждого региона.
Для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, доходы от продажи электроэнергии в сеть формируются из двух частей. Во-первых, продажа электроэнергии от ВИЭ осуществляется по фиксированной стоимости равной стоимости электроэнергии, выработанной от угольных станций. Во-вторых, электростанциям, работающим на ВИЭ, предоставляются субсидии из Национального фонда развития ВЭ, в объеме равному разнице Feed-in тарифа на ВЭ и местной стоимости электроэнергии на уголь.
В первой версии Закона о возобновляемых источниках энергии указывалось, что затраты, связанные с тарифами на подключение возобновляемых генераторов к сети, должны распределяться за счет конечных потребителей электроэнергии по всему Китаю. В соответствии с мерами по разделению затрат Feed-in тариф должен был взиматься сетевой компанией непосредственно со счета за электроэнергию конечного пользователя. Выплаты сетевым компаниям должны были приходить ежемесячно, но на практике процесс занимал более 6 месяцев в связи с расчетом размера субсидий для каждой провинции. Эта задержка создала нагрузку на поток денежных средств для производителей ВЭ и их инвесторов, в конечном итоге препятствовала увеличению инвестиций, необходимых Китаю для достижения своих целей развития отрасли. Поэтому в 2009 году надбавки к обычной стоимости электроэнергии были объединены в общий национальный Фонд развития ВЭ и стали распределяться между сетевыми компаниями (при этом государственные средства на поддержание Фонда сохранились).
В 2009-2011гг были проведены аукционы по установке Feed-in тарифа для проектов ветровых, солнечных и био электростанций. В результате тарифная сетка была поделена на несколько уровней, проекты в районах Китая с наименее богатыми ресурсами получали самый высокий тариф.
Национальная комиссия по развитию и реформам Китая редко снижала став-ку Feed-in тарифа на протяжении последних 10 лет. Тарифная сетка для проектов ВЭУ была в диапазоне 0,044 – 0,093 USD/кВтч [4], для проектов фотоэлектрических станций 0,061 – 0,11 USD/кВтч [5], для проектов по производству электроэнергии из биомассы сельского и лесного хозяйства в размере 0,038 – 0,11 USD/кВтч [4].
Принятые Feed-in тарифы привели к быстрому увеличению установленных мощностей проектов возобновляемой энергии. По данным международного агентства по возобновляемым источникам энергии IRENA с момента вступления в силу Закона с 2006 по 2019 гг в Китае было установлено 1 971 ГВт мощностей (без учета атомных и гидро электростанций), из них ВЭУ – 1 182 ГВт, солнечных фотоэлектрических станций – 691 ГВт, биоэлектростанций – 98 ГВт [6].
Фокус на регионы с высоким энергопотреблением. В рамках среднесрочного и долгосрочного плана развития возобновляемой энергетики Китая была поставлена цель по увеличению доли возобновляемых источников энергии (включая атомную и гидро энергию) в общем объеме первичного потребления энергии к 2010 году – до 10%, к 2020 году – 15%. В 2010 году это показатель был 8,3%, т.е. к 2020 году Китаю необходимо было увеличить объем рынка ВЭ по-чти в два раза [7].
Ранняя политика по внедрению проектов возобновляемой энергии привела к тому, что более 70% крупномасштабных проектов в Китае в области ветровой и солнечной энергии были реализованы в богатых природными ресурсами северных регионах (Внутренняя Монголия, Синцьзянь, Ганьсу), где, однако, наблюдался низкий спрос на электроэнергию и низкая мощность сетей электропередач для экспорта электроэнергии в другие регионы Китая [8]. Это стало причиной замедления темпов роста выработки энергии от возобновляемых источников в 2016 году: сокращение выработки энергии от ветровых станций составило 17%, фотоэлектрических станций – 10% [2]. В результате 13-й пятилетний план развития экономики Китая на 2016-2020 гг поставил задачу улучшить интеграцию возобновляемых источников энергии в энергосистему страны.
Для оценки рыночной и инвестиционной среды в каждом регионе Китая для производства энергии от ветровых и солнечных фотоэлектрических станций Национальное энергетическое управление поделило регионы на три разных уровня (красный, оранжевый и зеленый) в зависимости от объема генерации и мощности электроэнергетики. Согласно 13-ому пятилетнему плану, требовалось приостановить новые проекты в «красных» регионах, в основном западных, в которых наблюдается преизбыток генерируемой электроэнергии. Новое использование ветровой и солнечной энергии должно быть сосредоточено в провинциях с более высоким потреблением энергии (центральные и прибрежные регионы).
Отмена субсидий для проектов ВЭ. Существующие проекты по возобновляемой энергетике столкнулись с рисками, связанными с задержкой выплат субсидий и ценовой конкуренцией на рынках электроэнергии. С 2012 года правительство выплатило более 400 млрд юаней (61 млрд долл. США) в виде субсидий на развитие отрасли из Фонда развития возобновляемой энергетики. К середине 2018 года в фонде образовался дефицит более чем на 100 млрд юаней (15,5 млрд долл. США) [9].
Это стало одной из причин, почему в январе 2019 года правительство Китая объявило о плане запуска ветровых и солнечных пилотных проектов без субсидиарной поддержки в регионах с превосходными ветровыми или солнечными ресурсами и высоким местным потреблением электроэнергии. Данные проекты не будут получать субсидии национального правительства, и Feed-in тариф не должен быть установлен выше местного тарифа на угль. Таким образом, доходы компаний будут формироваться только за счет продажи электроэнергии в сеть по цене равной стоимости электроэнергии, выработанной от угольных станций. Также правительство Китая предоставит вспомогательные стимулы для пилотных проектов: освобождение от 20-летнего соглашения с сетевыми организациями на покупку электроэнергии и платы за сделки покупки/продажи/аренды земли.
Политика запуска пилотных проектов увеличит масштабы использования ветровой и солнечной энергии в наиболее экономически эффективных регионах и тем самым ускорит поэтапный отказ от субсидий. Правительство Китая ожидает, что проекты солнечных фотоэлектрических станций и наземных ВЭУ больше не будут получать субсидии с начала 14-ого пятилетнего плана развития ВЭ.
Первая группа проектов без субсидиарной поддержки была анонсирована в мае 2019 года, регионы в которых они будут реализованы отмечены на Рисунке 2.
Общая мощность проектов без субсидий составляет 20,76 ГВт из них: 4,51 ГВт наземных ВЭУ, 14,78 ГВт фотоэлектрических установок и 1,47 ГВт проектов с распределенной генерацией энергии. Ожидается, что большинство проектов будет реализовано в 2020-2021 гг. Северо-Восточный Китай имеет наибольшее количество проектов без субсидий, поскольку при относительно более низкой мощности ветра и солнечной фотоэлектрической энергии, он имеет лучший доступ к сети для новых проектов.
Введение обязательных квот потребления электроэнергии. В связи с тем,что в Китае есть провинции, которые не импортируют энергию от ВИЭ из других регионов, был разработан план по увеличению до 30% доли возобновляемых источников энергии в основных межобластных и межрегиональных объемах электропередачи к 2020 году [2]. Так, в мае 2019 года в Китае были введены обязательные и стимулирующие квоты потребления возобновляемой энергии для каждой провинции, требующие от розничных продавцов электроэнергии и конечных пользователей увеличения потребления возобновляемой энергии. Соответствующие субъекты могут достичь своих целей также путем покупки избыточной энергии у других субъектов. Через 6 месяцев, к 2020 году треть из заявленных провинций достигли необходимого уровня потребления.
Таким образом, Китай сосредоточился на трех основных направлениях политики в области возобновляемых источников энергии: реализации аукционов для субсидируемых проектов, расширение в ветровой и солнечной энергетике масштабов проектов без субсидий и приоритетном использовании возобновляемой энергии как на сетевых станциях, так и в распределенной генерации и станциях децентрализованного энергоснабжения на ВИЭ.
Основными направлениями развития сектора ВЭ Китая на 2020-2021 года стали: запуск запланированных проектов ВИЭ без субсидиарной поддержки к концу 2021 года, фокус на наращивание мощностей шельфовых ВЭУ и развитие распределенной генерации фотоэлектрических установок, стимулирование местных органов власти к обеспечению передачи и потребления электроэнергии для новых проектов на базе ВИЭ.
На следующие пятилетние планы развития правительство Китая ставит це-лью сделать возобновляемую энергетику ядром национальной энергосистемы. К 2025 году ожидается установка ветровых электростанций мощностью 500 ГВт, солнечных фотоэлектрических станций – 530 ГВт. К концу 16-го пятилетнего плана планируется достижение установленной мощности ВЭУ и фотоэлектрических станций до 150 ГВт в год.
В 2020 году Китаю удалось практически с нуля создать новый рынок возобновляемой энергетики и стать мировым лидером отрасли. Для этого потребовалось огромное количество инвестиций, только в 2018 году было направлено 85 млрд долл. США на развитие ВЭ (70% от общего объема инвестиций в сектор энергетики Китая) [2]. С помощью государственной поддержки технологического сектора были снижены капитальные затрат на проекты ВИЭ и, как следствие, нормированная себестоимость электроэнергии (с 2008 по 2018 год нормированная себестоимость электроэнергии от ветровых станций в Китае снизились на 15-20%) [2]. В то же время развитие индустрии имеет и социальные положительные последствия: создан новый рынок труда – в КНР самое большое количество рабочих мест в секторе ВЭ – 4,08 млн 2018 году [2]; все население страны было обеспечено доступом к электроэнергии, включая сельские территории и домохозяйства в труднодоступных местностях, половина этих территорий была обеспечена за счет ВИЭ.
Опыт Китая свидетельствует о том, что для проведения успешной политики стимулирования развития ВИЭ необходимо, чтобы государственная поддержка представляла собой комплекс согласованных между собой и своевременных мер, которые не допускали бы пробелов на тех или иных этапах внедрения ВЭ, стимулировали развитие технологий, обеспечивали максимально полное использование полученной энергии от ВИЭ.
Литература
- The Global Energy Statistical Yearbook 2020. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://yearbook.enerdata.ne
- China Renewable Energy Outlook 2019. [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://boostre.cnrec.org.cn/index.php/2020/03/30/china-renewable-energy-outlook-2019-2/?lang=en
- The Renewable Energy Law of the People’s Republic of China. [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Special/ CombatingCli-mateChange/2009-08/25/content_1515301.htm
- Independent evaluation group, China Renewable Energy Scale-Up Program: Phase One, [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://ieg.worldbank.org /sites/default/files/Data/ppar-chinarenewableenergy-10302017.pdf
- NDRC, Notice on improving solar PV feed-in tariff. [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://policy.asiapacificenergy.org/node/3182
- IRENA Data and statistics, [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/
- Energy and Climate Goals of China’s 12th Five-Year Plan. [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://www.c2es.org/document/energy-and-climate-goals-of-chinas-12th-five-year-lan/#:~:text=The%2012th%20Five%2DYear,and%20 poli-cies%20for%202011%2D2015.&text=A%2016%20percent%20reduction%20in,per%20un it%20of%20GDP)%3B
- BloombergNEF China’s Renewables Curtailment and Coal Assets Risk Map, Research Findings and Map User Guide. [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://data.bloomberglp.com/bnef/sites/14/2017/10/Chinas-Renewable-Curtailment-and-Coal-Assets-Risk-Map-FINAL_2.pdf
- Forbes, Solar Leader China Is Slashing Its Subsidies On Solar Power – What You Need To Know. [Электронный ресурс]. 2018.
- URL:https://www.forbes.com/sites/jillbaker/2018/06/18/solar-leader-china-is-slashing-its-subsidies-on-solar-power-what-you-need-to-know/#3516228c2f9a
Reference
- The Global Energy Statistical Yearbook 2020. [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://yearbook.enerdata.net
- China Renewable Energy Outlook 2019. [Электронный ресурс]. 2020. URL: http://boostre.cnrec.org.cn/index.php/2020/03/30/china-renewable-energy-outlook-2019-2/?lang=en
- The Renewable Energy Law of the People’s Republic of China. [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Special/ CombatingCli-mateChange/2009-08/25/content_1515301.htm
- Independent evaluation group, China Renewable Energy Scale-Up Program: Phase One, [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://ieg.worldbank.org/sites/default/files/Data/ppar-chinarenewableenergy-10302017.pdf
- NDRC, Notice on improving solar PV feed-in tariff. [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://policy.asiapacificenergy.org/node/3182
- IRENA Data and statistics, [Электронный ресурс]. URL: https://www.irena.org/
- Energy and Climate Goals of China’s 12th Five-Year Plan. [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://www.c2es.org/document/energy-and-climate-goals-of-chinas-12th-five-year-lan/#:~:text=The%2012th%20Five%2DYear,and%20 poli-cies%20for%202011%2D2015.&text=A%2016%20percent%20reduction%20in,per%20un it%20of%20GDP)%3B
- BloombergNEF China’s Renewables Curtailment and Coal Assets Risk Map, Research Findings and Map User Guide. [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://data.bloomberglp.com/bnef/sites/14/2017/10/Chinas-Renewable-Curtailment-and-Coal-Assets-Risk-Map-FINAL_2.pdf
- Forbes, Solar Leader China Is Slashing Its Subsidies On Solar Power – What You Need To Know. [Электронный ресурс]. 2018.
- URL:https://www.forbes.com/sites/jillbaker/2018/06/18/solar-leader-china-is-slashing-its-subsidies-on-solar-power-what-you-need-to-know/#3516228c2f9a