1,2 Попова Елена Николаевна [0000-0003-4229-6586]
1Университет «Лазурный Берег», Франция, Ницца
2НИЛ ВИЭ Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова E-mail:arbitr.popova@gmail.com
Аннотация. В статье с юридической точки зрения рассматривается проблематика функционирования системы конкурсного отбора государством предприятий-участников рынка ВИЭ для целей последующего включения их в схему размещения генерирующих объектов ВИЭ и возникновения у них права на получение государственной поддержки. Автором рассмотрены критерии государственного отбора, порядок и условия его проведения на региональном уровне, требования и критерии отбора инвестиционных проектов на примере Республики Башкортостан. По итогам рассмотрения и анализа вышеуказанных вопросов, автором установлены основные практические проблемы реализации данной системы конкурсного отбора и даны рекомендации по их устранению на законодательном уровне.
Ключевые слова: конкурсный отбор, схема размещения генерирующих объектов, энергетика, энергоэффективность, возобновляемая энергетика, право, юриспруденция, юрист, законодательство, государственная поддержка, инвестиционный проект
1. Введение
Энергетическая политика РФ в отношении ВИЭ предусматривает развитие данной отрасли поэтапно с целью координации с социально-экономическим развитием государства в целом.
Так, Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года [1], предусматривает три этапа реализации государственной энергетической политики. Только Второй этап «переход к инновационному развитию» и третий этап «развитие инновационной экономики», которые реализуются в период 2015 – 2030 гг., предусматривают государственную поддержку возобновляемой энергетики.
В свою очередь, такая государственная поддержка избирательна и оказывается государством не всем предприятиям ВИЭ.
2. Целевые показатели
Государственная поддержка ограничивается Целевыми показателями величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов по видам возобновляемых источников энергии [2], которые ежегодно устанавливаются Правительством РФ с целью реализации указанных этапов государственной энергетической политики.
Так, согласно указанным Целевым показателям, в период с 2014 года по 2024 год планируется ввести в эксплуатацию: 1) ветровые электростанции (ВЭС) – 3383,6 МВт; 2) солнечные электростанции (СЭС) — 1958,4 МВт; 3) малые ГЭС мощностью менее 25 МВт – 210 МВт; 4) прочие ВИЭ – 0 (ноль) МВт. Это означает, что государство заинтересовано во вводе ежегодно в эксплуатацию только ограниченного объема мощностей генерирующих объектов, функционирующих на ВИЭ.
Соответственно государство отбирает предприятия ВИЭ, которые обеспечат запланированный объем мощности, путем процедуры квалификации (аккредитации), а для торговли энергией на розничных рынках — дополнительно посредством прохождения конкурса по включению предприятия в схему развития электроэнергетики региона.
3. Схема размещения генерирующих объектов
Учет таких предприятий производится путем их внесения в Схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации [3], в которой отражаются по регионам РФ все генерирующие объекты, прошедшие процедуру квалификации, конкурсный отбор и имеющие правовое основание для получения государственной помощи.
4. Критерии государственного отбора генерирующих объектов
Чем руководствуется государство при выборе конкретных предприятий ВИЭ?
Из анализа положений Раздела III «Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» [4] следует, что отбор предприятий ВИЭ для их деятельности в определенном регионе страны и включение их генерирующих объектов в указанную Схему осуществляется государством, исходя из учета производственных сил, перспективы социально-экономического развития конкретного региона и ресурсной базы.
Это означает, что государство при выборе предприятий для оказания государственной помощи исходит из регионального аспекта: необходимости размещения в конкретном регионе того или иного генерирующего объекта ВИЭ, функционирующего на конкретном источнике энергии.
Одним из критериев квалификации (аккредитации) генерирующих объектов предприятий ВИЭ является включение генерирующего объекта в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен.
В свою очередь, генерирующие объекты, включенные в региональную схему, отражаются в общей Схеме размещения генерирующих объектов ВИЭ на территории РФ [5].
В соответствии с п. 28 (1) Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 [6], включение генерирующего объекта ВИЭ, в отношении которого продажа электрической энергии (мощности) планируется на розничных рынках, в схему развития электроэнергетики региона осуществляется на конкурсной основе.
5. Порядок и условия проведения конкурсных отборов
Порядок и условия проведения конкурсных отборов, а также требования к соответствующим инвестиционным проектам и критерии их отбора устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законодательство предоставило региональным властям право самостоятельно принимать решения о поддержке генерирующих объектов ВИЭ, исходя из их экономической и экологической целесообразности.
В качестве примера, рассмотрим требования к инвестиционным проектам ВИЭ и участникам отбора, а также критерии отбора, которые установлены Правительством Республики Башкортостан.
Согласно п. 14 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2017 года N 124 [7], участниками конкурсного отбора могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим требованиям:
- отсутствие проведения процедуры ликвидации, банкротства или реорганизации путем разделения или слияния;
- отсутствие приостановления деятельности в установленном законодательством порядке;
- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
6. Требования к инвестиционным проектам
Требования к инвестиционным проектам ВИЭ (согласно Приложению №1 к Постановлению):
1) реализация инвестиционного проекта должна обеспечивать минимизацию роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей розничного рынка электроэнергии Республики Башкортостан.
2) параметры инвестиционного проекта в части прогнозных объемов производства электрической энергии (мощности) не должны превышать одного из значений, указанных в Приложении №1.
3) реализация инвестиционного проекта должна обеспечивать:
— минимизацию экологического ущерба;
— решение социальных задач на территории его реализации.
4) инвестиционный проект должен предусматривать определенный вид генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ; определенное территориальное расположение генерирующего объекта на территории Республики Башкортостан; определенные сроки ввода генерирующего объекта в эксплуатацию; определенный плановый объем установленной мощности генерирующего объекта, который не может превышать 5 МВт.
5) инвестиционный проект должен предусматривать строительство генерирующего объекта ВИЭ в виде отдельного энергоблока электростанции или иного технологически обособленного генерирующего объекта, который не отбирался ранее в рамках конкурсных отборов.
6) параметры инвестиционного проекта не должны превышать предельной величины капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта, установленной Правительством Российской Федерации для соответствующего вида генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении соответствующего календарного года ввода в эксплуатацию генерирующего объекта и диапазона установленной мощности, к которому относится генерирующий объект.
7. Критерии отбора инвестиционных проектов
Критерии отбора инвестиционных проектов (Приложение №2 к Постановлению):
1) плановая величина капитальных затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта ВИЭ, заявленная участником конкурсного отбора;
2) плановая расчетная себестоимость производства электрической энергии (мощности) (в расчете на один киловатт-час);
3) плановый срок реализации инвестиционного проекта до ввода генерирующего объекта в эксплуатацию;
4) плановый срок возврата инвестированного капитала;
5) базовый уровень нормы доходности капитала;
6) наличие информации о влиянии инвестиционного проекта на минимизацию экологического ущерба и решение социальных задач на территории его реализации с приложением обосновывающих (подтверждающих) документов, материалов и сведений.
8. Выводы
Анализируя вышеуказанные требования к участникам и инвестиционным проектам, а также критерии отбора, можно сделать следующий вывод. Требования к участникам достаточно четкие, однозначные и предсказуемые. Что касается, требований к инвестиционным проектам и критериям их отбора, то они имеют оценочный характер. Ведь, к примеру, участнику конкурса нужно доказать определенными документами и пояснениями, минимизирует ли его проект экологический ущерб, решает ли социальные задачи региона или нет. Указанные требования достаточно абстрактные, и непонятно, из чего исходят конкурсная комиссия, когда решает, что один проект минимизирует экологический ущерб, а другой – нет. В данном случае все решается на усмотрение комиссии, что не исключает риск коррумпированности процедуры конкурсного отбора. Ведь формально можно не пройти конкурсный отбор с формулировкой, что проект не соответствует требованию о решении социальных задач региона, к примеру, либо ввиду несоответствия проекта иному абстрактному критерию.
Ситуация также усугубляется тем, что каждый регион может устанавливать свои критерии отбора. В таком случае процедура конкурсного отбора непрозрачна и непредсказуема. Нельзя заранее предугадать, выполнив все требования конкурса, будет ли отобран инвестиционный проект либо нет.
9. Заключение
Для решения данной проблемы необходимо установить на федеральном уровне ряд четких и прозрачных требований к критериям конкурсного отбора, которые бы брались за основу при разработке региональных критериев и соответствовали бы федеральным требованиям, дополняли и конкретизировали их.
Необходимость этого обосновывается тем, что, не пройдя конкурсный отбор для включения в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ, предприятие ВИЭ не сможет далее участвовать в процедуре квалификации генерирующего объекта ВИЭ и соответственно претендовать на государственную поддержку. Достаточно на региональном уровне «заблокировать» путь предприятия ВИЭ путем отказа в прохождении указанного конкурса, как предприятие теряет дальнейшую возможность получить поддержку своей деятельности от государства.
Благодарность. Статья выполнена при научном соруководстве Соловьева Александра Алексеевича, д.физ.-мат.н., профессора, академика РИА (НИЛ ВИЭ Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) при участии Дегтярева Кирилла Станиславовича, к.геогр.н. (НИЛ ВИЭ Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
Литература
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 N 1-р (ред. от 19.07.2019) <Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года>, Приложение №1.
- Приказ Минэнерго России от 29.07.2011 N 316 (ред. от 19.04.2012) «Об утверждении схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2011 N 22236).
- Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 N 1-р (ред. от 19.07.2019) <Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года>, Раздел III.
- Приказ Минэнерго России от 29.07.2011 N 316 (ред. от 19.04.2012) «Об утверждении схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2011 N 22236).
- Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 (ред. от 13.08.2018) «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики»).
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2017 года № 124 «О порядке проведения конкурсных отборов по включению генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии (мощности) планируется на розничном рынке электроэнергии, в схему и программу перспективного развития электроэнергетики Республики Башкортостан».
References
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 13 noyabrya 2009 g. № 1715-r «Ob utverzhdenii Energeticheskoj strategii Rossii na period do 2030 goda».
- Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 08.01.2009 N 1-r (red. ot 19.07.2019) <Ob osnov-nyh napravleniyah gosudarstvennoj politiki v sfere povysheniya energeticheskoj ef-fektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh istochni-kov energii na period do 2024 goda>, Prilozhenie №1.
- Prikaz Minenergo Rossii ot 29.07.2011 N 316 (red. ot 19.04.2012) «Ob utverzhdenii skhemy razmeshcheniya generiruyushchih ob»ektov elektroenergetiki na osnove ispol’zova-niya vozobnovlyaemyh istochnikov energii na territorii Rossijskoj Federacii» (Za-registrirovano v Minyuste Rossii 08.11.2011 N 22236).
- Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 08.01.2009 N 1-r (red. ot 19.07.2019) <Ob osnov-nyh napravleniyah gosudarstvennoj politiki v sfere povysheniya energeticheskoj ef-fektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh istochni-kov energii na period do 2024 goda>, Razdel III.
- Prikaz Minenergo Rossii ot 29.07.2011 N 316 (red. ot 19.04.2012) «Ob utverzhdenii skhemy razmeshcheniya generiruyushchih ob»ektov elektroenergetiki na osnove ispol’zova-niya vozobnovlyaemyh istochnikov energii na territorii Rossijskoj Federacii» (Za-registrirovano v Minyuste Rossii 08.11.2011 N 22236).
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 17.10.2009 N 823 (red. ot 13.08.2018) «O skhemah i programmah perspektivnogo razvitiya elektroenergetiki» (vmeste s «Pravilami razrabotki i utverzhdeniya skhem i programm perspektivnogo razvitiya elektroenerge-tiki»).
- Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Bashkortostan ot 29 marta 2017 goda № 124 «O poryadke provedeniya konkursnyh otborov po vklyucheniyu generiruyushchih ob»ektov, funkcioniruyushchih na osnove ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii, v otnoshenii kotoryh prodazha elektricheskoj energii (moshchnosti) planiruetsya na roz-nichnom rynke elektroenergii, v skhemu i programmu perspektivnogo razvitiya elek-troenergetiki Respubliki Bashkortostan».